![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||||
![]() |
|
||||
Вход
|
|||||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Учредители![]() Издательский дом "Отраслевые ведомости" ![]() ![]() |
![]() Дело № Ф07-1207/2014 по кассационной жалобе ООО «Раут» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу № А56-35146/2014Материал прочитан 738 раз и оценен ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ФАС СЗО (ФАС Северо-Западного округа) Дата рассмотрения: 09.02.2015 ![]()
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № Ф07-1207/2014 Дело № А56-35146/2014 09 февраля 2015 года Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Раут» Бокова А.Н. (доверенность от 21.01.2013 № 1-167), рассмотрев 03.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Раут» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2014 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу № А56-35146/2014, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Раут», место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Гагарина, д. 9, ОГРН 1024700871084, ИНН 4704010404 (далее – Общество, ООО «Раут»), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента государственного экологического контроля (Северный отдел) Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 4 (далее – Комитет, Природнадзор), от 16.05.2014 № 00273-14/Д о назначении заявителю административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также представления от 16.05.2014 № 00273-14/Д об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Решением суда первой инстанции от 18.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.10.2014, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. В кассационной жалобе ООО «Раут», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты и вынести по делу новое решение. Податель жалобы считает, что не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, заявив ходатайство о применении судом положений статьи 2.9 КоАП РФ, как основание для удовлетворения заявления Общества. Комитет, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, на основании информации, поступившей из Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, содержащей сведения о природопользователях, нарушивших установленный законодательством Российской Федерации срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, Комитетом в отношении ООО «Раут» возбуждено дело об административном правонарушении. В ходе административного расследования Росприроднадзором было установлено, что в результате производственной деятельности ООО «Раут» образуются отходы 1–4 класса опасности. Однако в нарушение требований «Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.04.2010 за № 16938) (далее – Порядок № 30), а также статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) Общество не представило отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в срок до 15.01.2014. Кроме того, административный орган установил, что генеральный директор ООО «Раут» Макаренко Л.А., как ответственное лицо за охрану окружающей среды, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является нарушением статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ). Полагая, что в действиях ООО «Раут» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо Комитета составило протокол от 17.04.2014 № 00273-14/Д об административном правонарушении. Постановлением Природнадзора от 16.05.2014 № 00273-14/Д Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 руб. Представлением Комитета от 16.05.2014 № 00273-14/Д на ООО «Раут» возложена обязанность по принятию мер по устранению выявленных нарушений. Считая постановление и представление Комитета незаконными, ООО «Раут» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения и не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда первой инстанции без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, влечет административное наказание. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом № 89-ФЗ. Под отходами производства и потребления (далее – отходы) в силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Согласно статье 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 названной статьи). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4 статьи 18 указанного Закона). В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. В силу пункта 3 Порядка № 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5 Порядка № 30). Материалами дела подтверждается, что в процессе хозяйственной деятельности ООО «Раут» образуются отходы производства, в связи с чем на заявителя распространяются вышеназванные требования о предоставлении отчетности в территориальные органы Росприроднадзора в сроки, установленные Порядком № 30, по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. В связи с этим непредставление отчетности в установленные Порядком № 30 сроки образует объективную сторону вмененного Обществу правонарушения. Поэтому квалификация действий (бездействия) заявителя по статье 8.2 КоАП РФ является правомерной. Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы ООО «Раут» о том, что оно не является субъектом вмененного ему правонарушения, так как не является лицом, специализирующимся на деятельности по обращению с отходами. Административным органом установлено и материалами дела подтверждается факт образования, складирования и хранения отходов на территории Общества в результате его производственной деятельности. В связи с этим действия ООО «Раут» правомерно отнесены двумя судебными инстанциями к накоплению отходов. Законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Следовательно, ООО «Раут», в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона № 89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 73 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. При рассмотрении дела суды двух инстанций пришли к выводу о доказанности административным органом события вмененного ООО «Раут» правонарушения в этой части. Согласно статье 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами 1 – 4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 – 4 класса опасности. Статьей 26 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства. В нарушение вышеуказанных требований законодательства сам руководитель ООО «Раут» не имеет профессиональной подготовки, к тому же Обществом не определено лицо, которое имеет профессиональную подготовку, подтвержденную необходимыми свидетельствами, и которое допущено к обращению с отходами 1 – 4 класса опасности. С учетом критериев виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) суды также обоснованно констатировали отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом законодательных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ судами были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Суды проверили и не установили нарушения Комитетом порядка привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление Природнадзора вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности согласно статье 4.5 КоАП РФ. Довод подателя жалобы о применении статьи 2.9 КоАП РФ не заявлялся ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций, а следовательно, не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции ввиду следующего. Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции. Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом детального рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций. Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции отсутствуют. Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу № А56-35146/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Раут» – без удовлетворения. ![]() ![]() |
![]() |
04.03.2025 Планируются правила использования водохранилищ Вводятся технологические показатели НДТ добычи драгоценных металлов Регламентируется порядок согласования проектов в области рыболовства ![]() 16-17 апреля 2025 года 3 апреля 2025 г. 26–27 марта 2025 года ![]() Экосбор 2024 Сегодня, 15:55 Отчёт ПЭК Сегодня, 15:41 Начинающий эколог без опыта работы Сегодня, 15:23 Мониторинг антмосферного воздуха в рамк... Сегодня, 14:18 Инвентаризация источников выбросов Сегодня, 14:11 ![]() ![]() Контактная информацияРЕДАКЦИЯ ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ: ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА: ![]() |
![]() |
ЖУРНАЛ | ПОДПИСКА
| РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ |
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ | ОТЗЫВЫ © 2004-2025 Издательский
дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH |