Арбитражный суд Омской области (АС Омской области)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
№ дела А46-3323/2015
27 мая 2015 года
Город Омск
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 мая 2015 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пошиванюк Л.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регион 55» (ИНН 5505208592;, ОГРН 1105543019416;)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (ИНН 5503083235, ОГРН 1045504022740), Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (ИНН 7703381225 ОГРН 1047703033300 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинска, 4/6, а,б)
о признании бездействия незаконным,
при участии в заседании:
от заявителя – Петрова В.В. по доверенности от 20.04.2015 (паспорт);
от Управления – Малышкова Т.Я. по доверенности от 07.04.2015 на 6 месяцев (паспорт); Ерузалимова К.С. по доверенности №7040 от 31.12.2014 (паспорт); Савина О.В. по доверенности №01-02 от 26.12.2014 (удост.);
от Федеральной службы – не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Регион 55» (далее по тексту- ООО «Регион 55», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее – заинтересованное лицо 1, Управление), выразившееся в неосуществлении действий по включению объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов незаконным.
По результатам рассмотрения ходатайства заявителя, суд в соответствии с нормами части 6 статьи 46 АПК РФ, определил привлечь к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица – Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (далее – заинтересованное лицо 2, Федеральная служба).
В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель 12 мая 2015 года уточнил требования в письменном виде и просит суд:
- признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), выразившиеся в неосуществлении действий по включению объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов ,
- обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области передать поданные заявителем сведения об объекте размещения отходов в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор),
- обязать Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) включить объект размещения отходов - Полигон твердых и жидких бытовых отходов , находящийся по адресу: Омская область, Тарский район, г. Тара, в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги, в государственный реестр объектов размещения отходов .
В обоснование требований заявитель указал на то, что бездействие Управления, заключающееся в непринятии им мер, направленных на передачу соответствующих документов в Федеральную службу для внесения в реестр объектов размещения отходов , не соответствует требованиям закона; фактически исключает возможность использования названного полигона; может повлечь существенные штрафные санкции в отношении заявителя за несоблюдение норм федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы отзыва, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку законом не предусмотрено включение в реестр объекта на основании заявления, содержащего неполные сведения.
На вопрос суда о том, оспаривается ли заявителем сам факт ненаправления ответа, представитель заявителя ответила отрицательно.
Рассмотрев материалы дела, выслушав позиции сторон, суд установил, что заявитель является арендатором полигона твердых и жидких бытовых отходов площадью 80 647 кв. м, расположенного по адресу: Омская область, Тарский район, г. Тара, в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги, что подтверждается договором перенайма муниципального имущества №1 от 18.06.2014.
ООО «Регион 55» 27 ноября 2014г. с целью внесения в ГРОРО объекта размещения предоставило в Управление (заинтересованному лицу 1) характеристику объекта размещения отходов (исх. № 286Р от 27.11.2014г., вх. от 27.11.2014г.).
27 февраля 2015 года исх. № 07-09/934 заинтересованным лицом 1 заявителю по электронной почте был дан ответ о том, что материалы не могут быть направлены в Федеральную службу с целью включения данного объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов по причине недостаточности информации об объекте размещения.
Не согласившись с указанными действиями Управления, полагая свои права и законные интересы нарушенными, 27 марта 2015 года заявитель обратился в суд.
Требования заявителя оставлены судом без удовлетворения в силу следующего.
Согласно ст. 198 главы 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соответственно, в силу положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (в широком смысле – действие (бездействие)) может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если: а) он не соответствует закону или иным правовым актам; и б) - нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
По мнению заявителя, действия Управления не соответствуют закону, поскольку последним не предусмотрена возможность отказа во включении объекта размещения отходов в соответствующий реестр.
Суд не разделяет данную позицию заявителя по следующим причинам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об отходах производства и потребления» (далее – закон №89-ФЗ) под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение,
предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с частью 2 статьи 10 данного закона строительство, реконструкция … сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами , допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
Под обращением с отходами в соответствии со статьей 1 закона №89-ФЗ понимается, в том числе деятельность по размещению отходов .
Как следует из статьи 12 закона №89-ФЗ:
- создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
- определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из указанного следует, что законом предусмотрена эксплуатация лишь оконченного строительством объекта размещения отходов .
В соответствии с пунктом 1.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов , утв. Минстроем России 02.11.1996, основными элементами полигона являются: подъездная дорога, участок складирования ТБО, хозяйственная зона, инженерные сооружения и коммуникации.
Материалами дела подтверждается, что на основании Распоряжения «О внесении изменений в разрешение на строительство № RU 55527101-219 от 22.12.2008 г. «Полигон твердых и жидких бытовых отходов для г. Тара омской области» от 16.10.2014 № 609/1 данный объект незавершенного строительства разделен на две очереди:
- первая очередь: технологическая часть полигона – подготовка территории строительства, площадки твердых и жидких бытовых отходов , скважины мониторинга, ограждения территории, устройство технологических проездов и дезинфекционного барьера;
- вторая очередь: хозяйственная зона полигона – контрольно-пропускной пункт с бытовыми помещениями, навес для хранения техники, временный склад, противопожарные емкости, площадки для складирования полезных фракций отходов , ветрогенератор и система наружного освещения, подъездная дорога.
Разрешение на ввод в эксплуатацию № RU 55527101-110 от 20.10.2014 (ссылка на которое имеется в Характеристике, представленной ООО «Регион 55» строка 8) выдано только на первую очередь Полигона твердых и бытовых отходов .
Актами проверки Управления Росприроднадзора по Омской области от 24.12.2014, от 15.04.2015 подтверждается отсутствие второй очереди - участка хозяйственной зоны полигона, состоящей из контрольно-пропускного пункта с бытовыми помещениями, навеса для хранения техники, временного склада, противопожарных емкостей, площадки для складирования полезных фракций отходов , системы наружного освещения, подъездной дороги и др. элементов.
Таким образом, вопреки доводам ООО «Регион 55», Общество по договору перенайма получило в аренду не полигон, а объект незавершенного строительства, не введенный полностью в эксплуатацию и не являющийся объектом размещения отходов .
В то же время в соответствии с частью 6 статьи 12 закона №89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов ; ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов , утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792 (далее – Порядок), государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов , соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Как указано в пункте 18 Порядка, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов , полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520) (далее – Правила).
Как следует из пункта 1 Правил, они устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - объекты размещения отходов ).
В соответствии с пунктом 4 Правил инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Пунктом 6 Правил оговорено, что по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов , оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.
Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов .
Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов , почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов .
В соответствии с пунктом 7 Правил информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов , составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов , используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:
для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов ;
при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов ;
в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами .
Таким образом, из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что обязанность заинтересованных лиц по включению в ГРОРО объектов размещения отходов возникает лишь в отношении как минимум введенных в эксплуатацию объектов строительства - строений (сооружений) для размещения отходов при условии их эксплуатации представившим Характеристику объекта юридическим лицом, которая в силу закона возможна только при наличии соответствующей лицензии.
При таких обстоятельствах суд не нашел оснований для признания оспариваемого бездействия не соответствующим закону.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд, в том числе, устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обязан доказать факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием).
Между тем, заявителем не представлено таких доказательств.
Доводы заявителя о том, что указанное бездействие исключает возможность использования полигона по назначению, не приняты судом во внимание, поскольку с учетом отсутствия акта о вводе в эксплуатацию объекта в целом его использование невозможно вне зависимости от бездействия по включению указанного объекта в ГРОРО.
Ссылка заявителя на то, что невключение объекта в ГРОРО может повлечь для него штрафные санкции в соответствии с законом №89-ФЗ, также отклонена судом, поскольку заявитель не привел в обоснование этого конкретные нормы закона, а судом таковые не установлены.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Регион 55» (ИНН 5505208592; ОГРН 1105543019416) о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), выразившиеся в неосуществлении действий по включению объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов , об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области передать поданные заявителем сведения об объекте размещения отходов в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), об обязании Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) включить объект размещения отходов - Полигон твердых и жидких бытовых отходов , находящийся по адресу: Омская область, Тарский район, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги, в государственный реестр объектов размещения отходов , - оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.