Подлежит ли возврату плательщику сумма излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие установленного порядка ее зачета и возврата?
Предмет спора: о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду
Суть спора: ГБПОУ «Сахалинский колледж искусств» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее – управление) о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 22696 рублей 08 копеек.
Решение суда: заявленные требования удовлетворить
Фабула дела: ГБПОУ «Сахалинский колледж искусств» обратилось в Управление Росприроднадзора по Сахалинской области с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 22696,08 рублей.
Письмом от 31.07.2018 № Мя-05-31/2890 управление сообщило об отказе в возврате излишне уплаченной суммы платы, указанной в заявлении, за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием утвержденного порядка о зачете и возврате сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также управление сообщило, что сумма излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть зачтена в счет предстоящих платежей.
Не согласившись с указанным решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовое обоснование:
Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утвержден Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 № 109 Управление Росприроднадзора по Сахалинской области наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета в отношении платежей за негативное воздействие на окружающую среду на территории Удмуртской Республики (пункт 80).
На основании статьи 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода (часть 2). Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. В силу пункта 3
Постановления Правила применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года.
Согласно пункту 36 указанных Правил сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Таким образом, именно лицу, уплатившему излишне платежи за негативное воздействие на окружающую среду принадлежит право на распоряжение имеющейся у него переплатой, в связи с чем он имеет право как на зачет переплаты, так и право на ее возврат.
Наличие у общества переплаты по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 22696,08 рублей подтверждено представленным в материалы дела актом сверки № ВК-2018/285, подписанным заявителем и заинтересованным лицом. При этом наличие переплаты управлением не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что право на распоряжение переплатой принадлежит лицу, уплатившему платежи, то есть заявителю, у управления не имелось законных оснований для отказа в возврате излишне уплаченных сумм платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме, указанной учреждением в заявлении.
Суд также отмечает, что наличие или отсутствие обязанности по уплате авансовых платежей (а также размер этой обязанности) не влияют на право плательщика на возврат переплаты. По заявлению плательщика ему должна быть возвращена переплата в полном объеме, в том числе при наличии обязанности по уплате авансовых платежей, поскольку плательщику, а не государственному органу принадлежит право выбора: зачесть переплату в счет предстоящих платежей или возвратить ее (при условии отсутствия недоимки).
Доводы управления со ссылками на письмо Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 судом отклоняются, поскольку данное письмо носит разъяснительный характер, а спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом № 7-ФЗ и Правилами № 255. Более того, отсутствие установленного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду не может лишать заявителя возможности воспользоваться правом, установленным статьей 16.5 Закона № 7-ФЗ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое решение управления об отказе в возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 22696 рублей 08 копеек нарушало права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не соответствовало положениям Закона № 7-ФЗ, суд приходит к выводу о его незаконности.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что восстановление нарушенного права в данном случае возможно лишь посредством возложения на управление обязанности устранить допущенное нарушение посредством возврата ГБПОУ «Сахалинский колледж искусств» из бюджетной системы Российской Федерации суммы в размере 22696 рублей 08 копеек, как излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Какие формулы в каких ситуациях должны использоваться для расчета платы за НВОС для разных категорий объектов НВОС?
Какие коэффициенты в каких ситуациях применять для корректного расчета...
Опубликовано письмо Минприроды России от 19.09.2024 г. № 25-50/17026-ОГ, которое разъясняет вопросы отчетности о выполнении нормативов утилизации и расчета экологического сбора. Обязанность по утилиза...
В рамках Российского экологического форума (РЭФ) прошла сессия, посвященная проблемам региональных операторов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Ключевым вопросом стал метод ра...
Опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2024 № 1318 (далее - Постановление), касающееся ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
...
Согласно п. 33 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2017 №255, ...
Томская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в област...
По многочисленным просьбам пользователей сайта ecoindustry.ru публикуем ответ на вопрос:
Разъясните пожалуйста письмо Минприроды России о реализации положений Закона 89-ФЗ в части...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.