Минфин России подвел промежуточные итоги работы по систематизации и регулированию неналоговых платежей предпринимателей. По результатам этой работы выработаны подходы к каждой группе неналоговых платежей с учетом их особенностей и влияния на условия ведения бизнеса. Предлагается обеспечить общественное обсуждение, доработку и скорейшее внесение в Правительство РФ законопроекта, предусматривающего включение в Налоговый кодекс РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования, платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утилизационного, экологического и курортного (туристического) сборов.
При подготовке законопроекта будет установлен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после их включения в Налоговый кодекс, а также увеличен лимит неуплаченных налогов для привлечения к уголовной ответственности.
Избранный подход при систематизации неналоговых платежей позволит не только решить проблему непредсказуемости «квазиналогов», которая в последние годы вызывала серьезную обеспокоенность бизнеса, но и решить назревшие проблемы в отраслевом регулировании.
Основная цель предлагаемых решений – не только обеспечить полную предсказуемость и прозрачность платежей, но при этом не допустить роста нагрузки на бизнес.
Параллельно Минфин России провел инвентаризацию, категорирование и детальный анализ остальных неналоговых платежей. По результатам этой работы выделено несколько основных категорий платежей. По ним предложены дальнейшие направления работы.
Прежде всего, платежи, схожие по своей природе с государственными пошлинами, также предлагаются к включению в Налоговый Кодекс РФ. Речь идет, в частности, о плате, взимаемой за сведения из различных государственных реестров и регистров. Инвентаризация выявила около двух сотен таких реестров. По части операций, связанных с ними, уже взимается госпошлина, часть – осуществляется бесплатно, часть – за плату, установленную вне рамок налогового законодательства и, зачастую, не попадающую в бюджет. Такие платежи должны быть «погружены» в Налоговый Кодекс РФ. При этом необходимо внимательно проанализировать экономическую обоснованность их размеров, особенно в случаях, когда информация предоставляется в электронной форме.
При анализе платежей, связанных с государственными реестрами, были выявлены и отдельные скрытые платежи, которые могут предшествовать, например, формально бесплатному включению в реестр. По таким платежам требуется дальнейшая помощь бизнеса и работа с отраслевыми ведомствами по их выявлению и недопущению скрытой нагрузки на бизнес.
Помимо платежей, связанных с государственными реестрами, предлагается рассмотреть вопрос о включении в Налоговый Кодекс РФ патентных пошлин и ряда платежей за обязательную государственную экспертизу документации.
Практика, при которой за оказание государственных услуг взимается плата, не включенная в Налоговый кодекс РФ, по мнению Минфина России, не должна существовать.
Еще одна выделенная категория - платежи, связанные с получением «необходимых и обязательных услуг», предшествующих предоставлению государственных и муниципальных услуг. Само понятие таких услуг установлено федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Однако регулирование этого вопроса непрозрачно. В этом случае предлагается конкретизировать нормы законодательства исходя из того, что размеры платежей за такие услуги (в том числе методики определения стоимости) должны устанавливаться только на уровне Правительства РФ или на законодательном уровне. Такой подход позволит обеспечить не только публичное обсуждение вводимых платежей, но и прозрачность их регулирования, а также его единообразие на всей территории Российской Федерации.
В ходе инвентаризации выделена также группа неналоговых платежей, связанная с компенсацией вреда. После проработки этой категории с бизнесом было установлено, что основная проблема по таким платежам состоит в методиках определения причиненного вреда (ущерба). Минфин России предложил предпринимателям конкретизировать проблемные вопросы в этой области. Часть информации по совершенствованию подходов уже представлена. Дальнейшая работа должна вестись непосредственно с отраслевыми ведомствами, осуществляющими регулирование этого вопроса в своих сферах компетенции.
Были проанализированы платежи за услуги естественных монополий. В результате, было установлено, что размеры и механизмы взимания таких платежей на законодательном уровне в настоящее время, в целом, урегулированы. Но, при необходимости, корректировки могут быть внесены в отраслевое законодательство. Пока от бизнеса таких предложений не поступало.
В отдельную группу были выделены и обязательные в соответствии с законодательством платежи за услуги, которые могут быть получены на конкурентном рынке. По таким платежам не требуется прямое регулирование на уровне Правительства РФ, однако крайне важно обеспечить основные принципы конкурентных условий и не допустить случаев использования государственными учреждениями своего положения для получения необоснованных конкурентных преимуществ.
Таким образом, создан фундамент, чтобы дальнейшая работа по регулированию неналоговых платежей продолжилась детальной проработкой конкретных проблем, прежде всего, на уровне отраслевого законодательства. И, в первую очередь, надо решить вопрос необходимости сохранения всех указанных обязательных услуг и связанных с ними платежей. Правительством РФ поставлена задача по сокращению избыточного государственного регулирования, в рамках данной работы должна быть проработана и снята существенная часть проблем, связанных с обязательными неналоговыми платежами бизнеса.
Детальный доклад о результатах работы экспертной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей предпринимателей (созданной по решению Правительства РФ 28 сентября 2018 года под председательством Первого заместителя Председателя Правительства – Министра финансов А.Г. Силуанова) направлен в Правительство.
Опубликовано постановление Правительства РФ от 14.11.2024 № 1541, которое вносит изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемы...
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.10.2024 № 610 модернизирует систему учета парниковых газов (далее - приказ).
Цель - повышение качества ...
Постановление Правительства РФ от 18.10.2024 N 1392 «О Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственных комплексов» направлено ...
Опубликован проект “О внесении изменений в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных” (далее - п...
Опубликован Законопроект «О внесении изменений в статью 19.4-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Проект).
Основные ...
Уважаемые природопользователи!
До Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу доведены следующие разъяснения Росприроднадзора, касающиеся новой системы нормирования по объектам...
1. Предложение Владимира Путина принять закон о квотировании выбросов промышленных предприятий
2. Назначение бывшего вице-премьера правительства Московской области Дениса Буцаева руководителем «Рос...
Генпрокуратурой России даны рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства РФ в области обращения с отходами. В рекомендациях приводится, в частности:
- обзор де...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.