albatros53,
Вот выдержки из пояснительной к проекту:
Проектом постановления вносятся изменения, которыми предлагается применение дополнительных коэффициентов при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления, способствующих экономическому стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на развитие основного производства и снижение негативного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет вторичного использования отходов. Указанные изменения предусматривают использование:
коэффициента 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации нарушенных земельных участков и почвенного покрова;
коэффициента 0,5 при размещении отходов IV-V класса опасности, которые образованы при использовании ранее размещенных отходов перерабатывающей промышленности;
коэффициента 0,5 при размещении отходов I-IV класса опасности, которые были предварительно обезврежены с изменением класса опасности.
Сфера обращения отходов производства и потребления характеризуется следующим. В 2011 г., по данным Росприроднадзора и Росстата на территории Российской Федерации образовалось 4303,3 млн. т отходов производства и потребления, в том числе при добыче полезных ископаемых – 3818,7 млн. т и в обрабатывающем производстве – 280,2 млн. т. Использовано и обезврежено отходов 1990,7 млн. т, в том числе при добыче полезных ископаемых – 1800,1 млн. т и в обрабатывающем производстве – 124,3 млн. т.
В 2010 г. образовано отходов V класса опасности 3620,3 млн. тн (97%), отходов II-IV классов опасности – 114,2 млн. т, отходов IV-V классов опасности - 3717,1 млн. т. За отчетный период предприятиями размещено на собственных объектах размещения отходов 2227,4 млн. т отходов, из них для хранения – 1634,4 млн. т, захоронения – 593,0 млн. т.
Дифференциация отходов производства и потребления по классам опасности для окружающей среды в Российской Федерации1) представлена в таблице (тысяч тонн)
Образование отходов
производства и потребления, тыс. т Использование и обезвреживание отходов производства и потребления, тыс. т/ %
2009 2010 2009 2010
I класс опасности 148,8 166,8 63,5/42,7 96,6/57,9
II класс опасности 675,1 709,6 443,1/65,6 431,1/60,7
III класс опасности 11356,7 16670,5 9116,5/80,2 11861,9/71,1
IV класс опасности 128838 96814 93338/72,4 71089/73,4
V класс опасности 3363993 3620300 1558405/46,3 1998405/55,2
1) 2009 г. - по данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2010 г. - по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Размещение отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации нарушенных земельных участков и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и/или техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых) является частным случаем размещения в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока . Поэтому возможно использование одинакового коэффициента 0.
Это можно объяснить тем, что новый коэффициент, применяемый при расчете платы за размещение отходов, относится к практически неопасным видам отходов, которые будут использоваться полностью для рекультивации искусственных созданных полостей, образующихся при добыче полезных ископаемых, содержащих именно эти виды отходов.
На уровне 2011 г. сумма платы за размещение отходов добывающей промышленности без применения понижающих коэффициентов по отношению ко всему объему образования отходов при ставке платежей 0,4руб./т оценивается в 2948 млн. руб. (3818,7х0,4х1,93), в том числе в их используемой части – 1389,6 млн. руб.
Целесообразность нормы о применении коэффициента 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации нарушенных земельных участков и почвенного покрова определяется тем, что она формализует уже сложившуюся достаточно распространенную практику деятельности добывающих предприятий, снижает затраты на администрирование платежей за загрязнение окружающей среды и формирует дополнительный источник финансовых средств. Кроме того, заполнение искусственно созданных подземных емкостей потенциально способствует сохранению целостности подземных горизонтов и повышению сейсмоустойчивости.
Проектом постановления при исчислении сумм платы за размещение отходов предлагается применение коэффициента 0,5 при размещении отходов I-IV класса опасности, которые были предварительно обезврежены с изменением класса опасности, что предполагает снижение токсичности отхода и переход его в соответствующий этой токсичности класс. Величина понижающего коэффициента должна коррелировать со степенью снижения токсичности, что может быть установлено из соотношения нормативов платы за размещение отходов (далее – нормативов платы) при переходе от одного класса опасности отходов к другому.
Отход третьего класса опасности обезвреживаем до четвертого класса опасности, соотношение нормативов платы равно = 248,4 руб./тонна (4 класс): 497руб./тонна (3 класс)= 0,5. Отход второго класса опасности обезвреживаем до третьего класса опасности, соотношение нормативов платы равно = 497 руб./тонна (3 класс): 745,4 руб./тонна (2 класс) = 0,67. Отход первого класса опасности обезвреживаем до второго класса опасности, соотношение нормативов платы равно = 745,4 руб./тонна (2 класс): 1739,2 руб./тонна (1 класс) = 0,43. Отход второго класса опасности обезвреживаем до четвертого класса опасности, соотношение нормативов платы равно = 248,4 руб./тонна (4 класс): 745,4 руб./тонна (2 класс) = 0,33.
Таким образом, предлагаемый понижающий коэффициент находится в интервале полученных значений (0,33 — 0,67) со средней величиной его значения равной 0,5.
В 2010 г. обезврежено 18,4 млн. т отходов, которые в основном включают отходы I-III классов опасности и незначительно IV класса опасности. По классам опасности распределение обезвреженных отходов в натуральном выражении (млн. т) и по отношению к объемам их образования (%) представлено следующим: I класс – 0,0966 (57,9); II класс – 0,4311 (60,7); III класс – 11,8619 (71,1); IV класс – 6,0104 (6,2). Следует отметить, что токсичные отходы, как правило, размещаются на объектах размещения отходов, принадлежащих собственникам отходов.
Экспертная оценка возможной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении образовавшихся отходов I класса опасности, подлежащих обезвреживанию, составит: 0,0966(объем) х 1739,2(норматив платы) х 1,79(коэффициент индексации) х0,3(коэффициент объекта размещения) = 90,2 млн. руб. Аналогичный расчет для остальных классов опасности дает следующие значения сумм платы (млн. руб.): II класс – 172,56; III класс – 3165, 81; IV класс – 801,73. Общая сумма платы за размещение отходов составит 4230,32 млн. руб., в том числе для I-III классов опасности – 3428,57 млн. руб.
Применение предлагаемого коэффициента 0,5 оставит в распоряжении хозяйствующих субъектов 2165 млн. руб., которые могут быть дополнительно направлены на развитие основного производства или осуществление природоохранной деятельности. Указанные финансовые средства могут быть увеличены до 3067 млн. руб., если довести обезвреживание отходов I-III классов опасности до объемов их образования, что обеспечит значительное снижение негативного воздействия на окружающую среду и суммарные затраты на его предотвращение.
Экономическая оценка целесообразности применения предлагаемого в проекте постановления коэффициента 0,5 при размещении отходов IV-V класса опасности, которые образованы при использовании ранее размещенных отходов перерабатывающей промышленности, связана с потенциальной возможностью их использования в качестве источника вторичных материальных ресурсов. В 2010 г. по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» образовалось 280 млн. т, в составе которых основной удельный вес приходится на отходы IV-V классов опасности. Значительная часть промышленных отходов (около 135 млн. т) передается другим организациям для размещения на полигонах и свалках. При этом, как правило, осуществляется совместное хранение или захоронение промышленных и твердых бытовых отходов (более 50 млн. т), которые в основном относятся к IV-V классам опасности.
Исследования и оценочные расчеты, выполненные в Академии Коммунального Хозяйства им. К.Д. Памфилова, показывают, что, производства, созданные для переработки размещаемых на полигонах и свалках отходов, на основе имеющихся технологий обеспечивают извлечение 20% товарного вторичного сырья и 80% отходов переработки в расчете на 1 тонну. Потенциальный доход от переработки может составить порядка 1131 руб./т, а затраты – 613 руб./т, которые не включают плату за размещение отходов после их переработки. Во вторичных отходах соотношение отходов IV и V классов опасности оценивается в размере 2-3 к 1, что составит плату за размещение отходов порядка 181 рубля за тонну, то есть увеличение связанных с переработкой затрат на 29,5% и уменьшение дохода на 35%. Применение коэффициента 0,5 к отходам, которые образовались при использовании ранее размещенных отходов обрабатывающей промышленности, повысит экономическую эффективность переработки отходов и послужит дополнительным стимулом привлечения инвестиций в создание перерабатывающих производств.
Принятие проекта постановления будет способствовать формированию дополнительных стимулов, направленных на повышение эффективности деятельности в области охраны окружающей среды и создание полноценной производственной инфраструктуры по использованию и вторичной переработке отходов производства и потребления, что снизит антропогенную нагрузку на окружающую среду и принесет дополнительный социально-экономический эффект.
Реализация данного проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.