RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
Итак. какие же выводы напрашиваются из всего вышесказанного? Давайте попробуем сформулировать.
1. Единственный федеральный закон, который упоминает МО это 343-ФЗ. Который требует классифицировать их по классам АБВГД. И требует специально уполномоченный орган разрабатывать правила обращения с ними. Вот и все требования на федеральном уровне;
2. Любая организация, которая имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности и этот вид деятельности является основным, образует только МО классов АБВГД;
3. Единственным руководящим документом по обращению с МО является СанПиН 2.1.7.2790-10.
Продолжим размышления. Вспомним п.2, ст.2 89-ФЗ. А теперь посмотрим на п.3, ст.14 где указана необходимость проводить паспортизацию. Нужно паспорта разрабатывать? Нет. Смотрим ст. 18. Нужно разрабатывать ПНООЛР для ЛПУ? Нет. Лимиты нужно устанавливать? Нет.
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
Теперь еще раз посмотрим определение МО из 323-ФЗ. Представим себе станцию скорой помощи с автопарком в 50 машин. Какую деятельность осуществляет организация? Медицинскую. Возит на автомобилях пострадавших и оказывает им первичную медицинскую помощь. Это в лицензии прописано и в других уставных документах. На автомобилях поменяли аккумуляторы. Какой отход образовался? 92110101 13 01 2 Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом? Неправильно. Образовался медицинский отход класса Г. Нужно паспорт на него разрабатывать? Смотрим ст. 14 и ст. 2 89-ФЗ. Паспорт разрабатывать не нужно. Да его просто нельзя разработать, т.к. паспорта предусмотрены для опасных отходов I-IV класса, а аккумуляторы отработанные станции скорой помощи, как лечебно-профилактического учреждения, относятся к классу Г. Что нужно делать с отходами класса Г? Смотрим СанПиН 2.1.7.2790-10, п.4.29 "Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности". Вроде все понятно... Нашли организацию, которая принимает аккумуляторы, заключили договор, возим и не паримся. Но... Лицензия? Специализированная организация имеет лицензию на обращение с отходами I-IV классов. А аккумуляторы станции скорой помощи относятся к классу Г. А лицензирование обращения с МО вообще законодательством предусмотрено?! Открываем ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности и видим что лицензируемым видом деятельности является обезвреживание и размещение отходов I-IV классов. Сможет специализированная организация получить лицензию на обращение с МО класса Г? Нет, не сможет. Хотя в лицензии на обезвреживание и размещение отходов классов I-IV стоят те же самые отработанные аккумуляторы! Продолжим размышления. Сейчас затронули вопрос по отходам, которые близки к промышленным, вопрос разработки ПНООЛР для ЛПУ и вопрос паспортизации, вопрос лицензирования деятельности по обращению с МО. Теперь хотелось бы подробнее остановиться на классификации МО. Для МО предусмотрены классы А, Б, В, Г, Д. Классификация эта основана на нескольких классификационных признаках: эпидемиологическая опасность, опасность для ОПС, радиационная опасность. Короче, уважаемые разработчики СанПиНа (о них поговорим немного позже) запихали в классификацию все что можно и нельзя. И отходы близкие к промышленным (Г класс), и отходы приближенные к ТБО (А класс) и чисто медицинские отходы (классы Б и В). Более того, постановлением Правительства №681 от 04.07.2012 утверждены критерии разделения медицинских отходов по классам А, Б, В, Г, Д. Кто теперь попробует проклассифицировать медицинские отходы По классам I-IV? Найдутся смельчаки? С указанием конкретных НПД, которые регламентируют отнесение МО к таким классам.
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
Есть и еще одно следствие из всего вышесказанного. Плата за негативное воздействие. Негативное воздействие на окружающую среду является платным, согласно ст. 3 7-ФЗ. Согласен. Размещение МО является негативным воздействием на ОС. Тоже согласен. Хорошо. Давайте попробуем рассчитать плату за негативку например для типичного отхода, который на любом промышленном предприятии называется Мусор бытовых помещений организаций несортированный. То есть, отходы приближенные к ТБО. В ЛПУ образуются отходы приближенные к ТБО, это класс А. И относятся они к этому классу. А какова ставка платы за отходы класса А? Или классов Б, В, Г? Кто-нибудь знает? Подскажите мне пожалуйста? Где уважаемые представители Росприроднадзора, досконально знающие механизм расчета платы? Скажите мне где указаны ставки платы за размещение МО классов А, Б, В, Г, Д? Не таких? А КАК Я ДОЛЖЕН РАСЧЕТ ПЛАТЫ ВЫПОЛНИТЬ? Да никак! А точнее должен заполнить разделы выбросы отстационарных источников, от передвижных и сбросы если есть. Все. А по медицинским отходам я Росприроднадзору ничего не должен. У нас в регионе еще до поправки в ст. 2 89-ФЗ глубокоуважаемый Росприроднадзор написал письмишко о том, какие медотходы к каким классам относятся. Класс Б например относился в основном к IV классу. Это же не ДАЙ БОГ БЮДЖЕТ ДЕНЕГ НЕДОПОЛУЧИТ!!!! Не дай БОГ!!! Ладно. Сидит эколог в больнице. Сдал расчет платы со взятыми с потолка классами опасности. Больница заплатила. Больница учреждение БЮДЖЕТНОЕ. Деньги из бюджета поступают на счет больницы. Больница разместила отходы, заплатила за негативку 40% в муниципальный, 40% в региональный и 20% в федеральный бюджеты. Власти подумали, подумали, и выделили из бюджета больнице деньги на медобслуживание населения. Деньги вернулись. А потом опять по кругу... А сколько попутных затрат государство несет на осуществление этого круговорота бабла в природе?!?! Почти все медучреждения сплошь бюджетные... У меня просто слов нет.
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
Пробовал ли я что-то предпринять? Пробовал. Работал я в больнице, которая не в региональном центре находится, пообщаться с руководством Росприроднадзора затруднительно, кроме того придется преодолеть кучу человек и секретаршу прежде чем попасть к руководителю территориального управления Росприроднадзора. Дождался удобного случая, поехал на конференцию в соседний город, в которой руководитель нашего управления участвовал. Выловил ее в кулуарах, задал свой вопрос, она тут же отправила меня к своему заму. Ладно. Заму объяснил ситуацию. И знаете что она мне ответила по поводу платы за негативку? Мы вас конечно по-человечески понимаем, но разрешить вам не вносить плату за негативку в части размещения МО не можем. Вот так вот у нас в стране. Как же нам могут разрешить? Нужно ведь поддерживать круговорот бабла в природе! Как без этого? Написал письмо с вопросом по поводу пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитку, т.к. ПНООЛР мы разработать не можем по указанным выше причинам. Получил ответ, что написано черным по белому: в случае отсутствия разрешиловки вся масса отходов проходит как сверхлимитная. Посидел я еще немного в больнице, да и плюнал это все к чертям собачьим. Нашел другую работу.
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
А по-хорошему конечно нужно было еще одно-два письма с полным описанием ситуации направить и получить ответы. Чтобы на бумаге написали как они не могут разрешить прервать замкнутый круговорот бабла в природе и как они АБВГДейку классифицируют по I-IV и применяют к МО 89-ФЗ. И вот с этим нужно было идти в суд. И засудить глупых "мальчиков" и "девочек", чтобы нормативку читали внимательно. И чтобы прецеденты появились по этому поводу. Именно в такой трактовке я судебки к сожалению не встречал. Давайте же спрашивать, уважаемые читатели Задаем вопросы. Предлагаем развитие темы в других аспектах. Найдутся ли еще ярые паспортизаторщики МО? Или ПНООЛРщики медучреждений? А может кто-то посмеет переклассифицировать АБВГДейку?!?! Ждемс.
Уважаемый RosFeder, закидайте меня помидорами, если я что-то не так здесь написал и поправьте Уважаемые представители Росприроднадзора, может вам найдется что сказать?
В качестве продолжения беседы предлагаю покритиковать создателей любимого СанПиНа и деятельности Роспотребнадзора в области обращения с медотходами. А также могу привести свои соображения для тех экологов, которых нелегкая занесла в ЛПУ. Боюсь что не удержусь и найду еще повод, чтобы пройтись по Росприроднадзору по этой теме
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
Ну и напоследок немного о себе. Так и ничего не добившись от Росприроднадзора я все же оставил после себя кое-что. А именно: в бюджет города была внесена сумма на приобретение установки для обезвреживания медотходов, отделения больницы стали хоть как-то снабжать одноразовыми емкостями под колюще-режущие отходы, и проверку Роспотребнадзора в больнице я прошел без единого замечания и оградил медсестер от штрафов и чиновничьего произвола.
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
Ilyushka,
Данельянц Сергей Вартанович, г.Ростов-на-Дону
Уважаемый Владимир Владимирович.
Добрый день. К Вам обращается фирма, разрабатывающая проекты ПНООЛР. Согласно приказу №50 от 25 февраля 2010 г. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.
Просим дать разьяснение, разрабатываются ли проекты на подобные учреждения в части образования и размещения отходов, не касающихся медицинской деятельности (ТБО, смёт, ртутьсодержащие отходы (лампы, термометры), отходы обслуживания автотранспорта, хлопчатобумажные отходы, фотореактивы, упаковочные материалы, стеклобой, полимеры и пр.)
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, действие данного Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.
Понятие отходов лечебно-профилактических учреждений в настоящий момент не установлено в связи с утратой силы «СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы».
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено понятие «медицинские отходы». СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10) также устанавливает требования к обращению с медицинскими отходами.
Поскольку вопрос соотнесения вышеуказанных понятий в настоящее время положениями соответствующих нормативно-правовых актов не урегулирован, по инициативе Росприроднадзора было проведено межведомственное совещание с участием Минздравсоцразвития России, Минприроды России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и Росприроднадзора.
По результатам указанного совещания принято решение о создании рабочей группы по устранению пробелов в законодательстве Российской Федерации в части обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений.
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
bella_donna, Хорошо. С ПНООЛР вроде разобрались. Пусть висит на официальном сайте ответ. А как быть с платой за НВОС в области размещения МО? Из собственного опыта говорю, что получил официальное письмо из территориального управления РПН о том, что в случае отсутствия разрешиловки вся масса отходов учитывается как сверхлимитная. Про классификацию ни слова. А устно (см. выше) мне сказали, что нас понимают, но разрешить не вносить плату за НВОС не могут.
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
bella_donna, На упомянутой конференции выступал представитель фирмы, которая занимается сжиганием МО. Он в числе прочего сообщил, что за границей есть понятие "клинические отходы". И оно больше подходит под общепринятое представление об отходах. Клинические это те, которые образуются непосредственно во время манипуляций. Привожу только по памяти и со слов другого человека. Каких-то ссылок дать к сожалению не могу. В любом случае, определять медицинские отходы как отходы ЛПУ это неправильно, т.к. в ЛПУ кроме чисто МО образуются и близкие к промышленным и ТБО. Чтобы определение МО отражало их специфику, то его нужно выводить не из объекта (ЛПУ), а из деятельности. И деятельность в процессе которой они образуются необходимо конкретизировать. Это ИМХО.
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
bella_donna писал(а)
По результатам указанного совещания принято решение о создании рабочей группы по устранению пробелов в законодательстве Российской Федерации в части обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений.
Где результаты деятельности этой группы?!?! ГДЕ ОНИ?
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
Ilyushka, согласна, что классификация не продумана, мне предложили разработать проект НООЛР, но не указывать там мед.отходы, а лишь отходы автотранспорта, лампы, градусники, ТБО и т.п., получить лимиты и не платить 5-кратку. Другого выхода РПН предложить не смог. Либо 5-кратку платите, либо разрабатывайте ПНООЛР, что, на сколько я знаю, окружающие районные больницы и сделали. Чувствую, в ближайшее время ничего не изменится с МО, потому придется разработать проект - элементарно жалко деньжиЩ, которые тратятся на 5-кратку по ТБО.
RE: Нормативно-правовое регулирование в области обращения с медицинскими отходами
Ilyushka, я просто рассуждаю и выложила ответ, который приводила в пример местному РПН. Бюрократство в нашей стране, видимо, неистребимо. Все отправляют по кругу или отписываются "на рассмотрении", но фактически мы же ПЛАТИМ СЕЙЧАС, деньги для больниц совсем не маленькие, лучше их бы на ремонты пустили или покупку медтехники.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.