nochka21 29.07.2011 13:31
| | | | RE: Платежи за загрязнение окружающей среды По приему любых документов - будь то плата, просто письмо, отчетность, неважно любой документ. Я имею ввиду какой-то регламент по их работе, правила приема граждан, что-то подобное. Почему-то мне казалось что что-то подобное быть должно, ну по крайней мере это было бы логично - а то так просто бардак может получится. Может я ошибаюсь. |
nochka21 01.08.2011 15:34
| | | | RE: Платежи за загрязнение окружающей среды Вот это я и искала, да просто мы субъект малого предпринимательства и абсолютно не согласны с пятикратным начислением платы, уже письмо отправили с разъяснениями, ждем ответа, а в прошлый раз, мне было четко сказано, что без пятикратки документы не примем, вот и ищу правомерность таких решений с их стороны. |
stas 04.08.2011 16:22
| | | | RE: Платежи за загрязнение окружающей среды Транслирую решение Верховного Суда РФ:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ от 12 июля 2011 г. по делу N ГКПИ11-594
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.
при секретаре Грачевой О.С.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого ак-ционерного общества "Обогатительная фабрика "Распадская" о признании недействующим пункта 4.6 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 г.,
установил:
26 января 1993 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Россий-ской Федерации утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за за-грязнение окружающей природной среды, которые согласованы 25 января 1993 г. с Министерством финансов Российской Федерации и 20 января 1993 г. с Министерством экономики Россий-ской Федерации (далее - Инструктивно-методические указания).
Инструктивно-методические указания зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 1993 г., N 190, действуют в редакции приказа Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 15 февраля 2000 г. N 77.
Согласно пункту 4.6 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям при размеще-нии отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.
ЗАО "Обогатительная фабрика "Распадская" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4.6 Инструктивно-методических указаний по тем основаниям, что оспариваемое положение противоречит пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", относящей установление порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду к ведению Правительства Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ), пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632), пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344) и нарушает права юридических лиц, т.к. вводит дополнительное условие (размещение отходов на территории, принадлежащей природопользователю) для применения коэффициента 0,3 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов на спе-циализированном полигоне.
В ходе судебного разбирательства представители заявителя Пасконных Н.П. и Акинина О.В. поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов Российской Фе-дерации - Дзнеладзе Д.Н., Гуськов А.П. возражали против удовлетворения заявленных требо-ваний и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компе-тенции Министерства природных ресурсов Российской Федерации и не противоречит дейст-вующему законодательству.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецов М.Ю. считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 6 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" на Правительство Российской Федерации были возложены полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (данный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
Во исполнение указанного предписания Правительством Российской Федерации приня-то Постановление N 632 от 28 августа 1992 г., которым установлены следующие коэффициенты, применяемые к базовым нормативам платы:
коэффициенты, учитывающие экологические факторы,
коэффициенты для отдельных регионов и бассейнов рек, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов,
пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, а также в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установ-ленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов,
коэффициенты индексации платы в связи с изменением уровня цен (пункты 2, 5, 6 утвержденного этим Постановлением Порядка определения платы и ее предельных раз-меров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вред-ного воздействия);
Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации поручено разработать по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и утвердить инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей (пункт 6 данного Постановления).
На основании названного Постановления Минприроды России утверждены оспариваемые заявителем Инструктивно-методические указания (пункт 1.1), конкретизирующие применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и ко-эффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, на основе Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правитель-ства Российской Федерации 28 августа 1992 г. N 632 и введенного в действие с 1 января 1993 г. (пункт 1.2).
Из положений пункта 6 названного Постановления во взаимосвязи с пунктом 1.2 Инструктивно-методических указаний следует, что Минприроды России наделено правом конкретизировать применение базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, установленных Правительством Российской Федерации, но не наделено правом устанавливать дополнительные коэффициенты.
Приложением N 1 к Инструктивно-методическим указаниям установлен порядок расчета платежей природопользователей, в т.ч. расчет платы за размещение отходов (раздел 4). Пунктом 4.6 Приложения N 1 введен коэффициент, учитывающий место размещения отходов, согласно которому при размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздейст-вие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16), порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16), установление порядка определения размера платы за размещение отходов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статья 5)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Приложением N 1 к данному Постановлению установлено, что нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Таким образом, Правительством Российской Федерации впервые введен коэффициент места размещения 0,3, позволяющий понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды только тем природопользователям, которые размещают отходы на специализированных оборудованных полигонах в пределах промышленной зоны объекта размещения отходов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 утверждена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее заполнения, согласно которой при заполнении раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" указывается коэффициент места расположения объекта размещения отходов (0,3 - при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, в соответствии с Приложением 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344, 1 - при размещении в иных местах). Указание на принадлежность территорий в данной форме отсутствует.
Размещение природопользователем отходов на принадлежащих ему территориях, установ-ленное пунктом 4.6 Инструктивно-методических указаний в качестве условия применения понижающего коэффициента 0,3, не соответствует условиям применения понижающего коэффи-циента, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344.
Ссылку представителей заинтересованных лиц на то, что пункт 4.6 Инструктивно-методических указаний конкретизирует применение поправочных коэффициентов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344, суд считает необоснованной, поскольку эта норма принята раньше и вводит дополнительное условие - принадлежность территории, на которой размещаются отходы природопользователя.
И кроме того, оспариваемое положение, устанавливающее условия применения понижающего коэффициента 0,3, не отвечает общеправовому принципу формальной определенности, что влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление закрытого акционерного общества "Обогатительная фабрика "Распадская" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 4.6 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 г.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА |